«Титаник» Кэмерона: вся правда о съемках во время крушения корабля

В ноябре 1997 года на Международном кинофестивале в Токио состоялся первый показ фильма «Титаник». Драма Джеймса Кэмерона получила 11 «Оскаров» и на протяжении 12 лет удерживала звание самой кассовой картины в истории мирового кинематографа.

Столь небывалый успех обошёлся съёмочной группе дорого во всех смыслах этого слова. Команде приходилось работать в необычайно тяжёлых условиях, а режиссёру — ещё и выбивать дополнительное финансирование: затраты на фильм оказались почти в два раза больше заявленных. Как проходили съёмки «Титаника» в подборке.

14 декабря состоялась американская премьера картины, а через несколько дней «Титаник» вышел в широкий прокат. В первый же уикенд фильм собрал в США более $28,6 млн и лидировал по кассовым сборам в течение 15 недель, а всего в прокате находился 287 дней. Прокатчикам даже пришлось менять поставляемые кинотеатрам катушки, так как они не выдерживали такой интенсивной эксплуатации.

Фильм был выдвинут на «Оскар» в 14 номинациях и стал лауреатом в 11 из них, в том числе за лучшие декорации, лучшие костюмы и лучшие визуальные эффекты. Всё перечисленное обошлось кинокомпаниям в круглую сумму: итоговый бюджет фильма составил $200 млн. Примечательно, что на строительство настоящего лайнера в начале XX века компания «Уайт Стар Лайн» потратила $7,5 млн (при пересчёте на цены 1997 года с учётом инфляции это около $150 млн).

Недостаток финансирования

Впрочем, изначально на фильм планировали потратить вдвое меньше средств. Увеличение стоимости съёмок стало неприятным сюрпризом для киностудий 20th Century Fox и Paramount Pictures. Особенно для Paramount, так как её руководитель Шерри Лансинг взяла на себя колоссальные риски, чтобы получить часть прав на новую работу Кэмерона.

Однако после подписания контракта с 20th Century Fox, изначально заключившей договор с режиссёром, выяснилось, что «Титаник» обойдётся инвесторам слишком дорого.

Искусственный океан

На съёмках тоже всё пошло не так: строительство корабля затянулось, оператора пришлось сменить на другого, несколько членов съёмочной группы заболели гриппом, а у Кэмерона возник конфликт с продюсером.

В начале работы, прямо перед стартом съёмок в Мексике, в прессе появилась информация, что группа отравилась наркотическим веществом, которое кто-то подмешал в суп из омаров. Всего пострадало порядка 80 человек, многие из них были госпитализированы с галлюцинациями.

Наибольшие сложности возникали во время съёмок сцен, связанных с водой. Сперва режиссёру пришлось помучиться со съёмками глубоководных кадров — они были не только трудозатратными, но и чрезвычайно опасными.

Для съёмок «морских» кадров построили два гигантских резервуара. Находились они рядом с океаном: во-первых, из него было удобно брать воду, а во-вторых, таким образом удавалось запечатлеть реальный горизонт и тем самым сэкономить на спецэффектах. Один из резервуаров (именно в него погружался корабль) был 250 м в длину и 27 м в ширину.

Членам команды, которые были вынуждены сидеть там по несколько часов подряд, выдали гидрокостюмы. Впрочем, некоторые от них отказались, например Кейт Уинслет, впоследствии заболевшая воспалением лёгких.

Сцена внушала команде страх из-за того, что её необходимо было снять с одного дубля: повторное воссоздание разрушенного интерьера заняло бы слишком много времени и увеличило бы и без того баснословный бюджет.

Шпильки и шлюпбалки

Когда команда Кэмерона создавала декорации к фильму, за образец был взят не настоящий «Титаник» (фотографий которого по понятным причинам практически не осталось), а его «близнец» — лайнер «Олимпик». Некоторые локации, такие как верхняя палуба, были воспроизведены в мельчайших деталях, вплоть до оригинальных металлических перил и тяжёлых дверей.

Многие предметы интерьера разрабатывали те же компании, которые производили аналогичные вещи для затонувшего лайнера. Оригинальному производителю заказали и шлюпбалки, чтобы они уж точно выдержали вес загруженных спасательных шлюпок. Даже деревянные фрагменты, на которых находится Роза в конце фильма, сделаны по образцу настоящего, который хранится в музее.

Художники по костюмам, как и принято в таких случаях, провели месяцы, изучая моду 1912 года и разрабатывая образы для фильма. Тем больнее им было мириться с некоторыми поступками режиссёра. Костюмер Дебора Скотт вспоминает, как однажды Кэмерон заставил актёров массовки, на которых были прекрасные наряды, великолепные шляпы и ювелирные украшения, броситься в воду — только потому, что ему нужно было «больше людей в воде».

Примечательно, что эффекта льда, намёрзшего на героях, оказавшихся по сюжету в воде, удалось достичь благодаря специальному воску и порошку, которые превращались в кристаллы при соприкосновении с водой. Идущий изо рта пар добавляли на компьютере.

«Чужой» нос и рисованный дым

Среди 11 «Оскаров», которые получила картина, есть и награда за лучшие визуальные эффекты. Лучшие и опять же дорогостоящие: согласно некоторым свидетельствам, Кэмерон, узнав, во сколько обходится компьютерная «дорисовка» носа лайнера, пожалел, что нос не построили вручную.

В общих планах роль «Титаника» исполняла его 14-метровая модель. Ландшафт и дым из трубы тоже добавляли на компьютере. Этот лайнер сильно отличался от модели, построенной в натуральную величину, которая была менее детализированной. Айсберг, разумеется, тоже добавили потом, но для пущей убедительности на палубе рассыпали куски льда.

Удивительно, но закат, на фоне которого целуются Роза и Джек, — самый что ни на есть настоящий.

Share